bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Categories:

Макроэкономики пост

Ставлю вашингтонский доллар против польской марки, что вся нынешняя макроэкономическая тырбудрень - резкий рост курса доллара с сокращением общей долларовой массы, девальвация других валют по отношению к доллару США, обесценение коммодов и, в особенности, нефти даже с учётом ревальвации доллара - это процесс, направленный (в том, что процесс это направляемый, и без меня никто не сомневается) на обессмысливание начавшихся усилий некоторых стран по формированию конфигурации финансовой основы международной торговли, альтернативной основанной на американском долларе.


Вот РФ и КНР в прошлом году заключили соглашение о валютных свопах между своими ЦБ - и буквально сразу же после этого утративший "нефтяную" поддержку рубль плюхнулся вниз. Точнее, его ещё и принудительно плюхнули. И как теперь работает соглашение? А как оно может работать - в убыток Китаю? Оно и не работает. А ведь, казалось бы, планов было громадьё, и счастье было так возможно.

Помимо собственно валютной составляющей действия США подрывают и фундаментал, то есть физический объём торговли стран-оппонентов, не слишком страдая при этом сами - или, точнее, страдая в выбранной ими самими области. Долларовую массу зажали и эта валюта пошла вверх; остальным валютам, следовательно, приходится девальвироваться. Тут в силу вступил некий фактор, о сущности которого лично я не знаю, но американцы знают; этот фактор не позволил КНР девальвировать юань хотя бы в той же степени, что девальвировалось, скажем, евро. Не знаю, на что, но американцы рассчитывали на что-то серьёзное, что остановит китаскую девальвацию в скромных пределах, что, на данный момент, и наблюдается. Теперь экспорт Китая во все страны, кроме США, просаживается - поскольку валюты других стран девальвированы более юаня. При этом американский потребитель в полном восторге; он может покупать больше подешевевших импортных товаров. А у власти демократическая администрация и совсем скоро президентские выборы. Толпы и так склонных голосовать за демократов негров накупят новых гаджетов, съездят отдохнуть в подешевевший в долларовом отношении Париж и от избытка потребительских чувств проголосуют за этих классных парней, которые демократы. (Думаю, что кандидатом демократов будет Байден, скорее всего). Профит. Но это локальный профит администрации - хотя и важный. Глобальный же профит американской страны в том числе в том, что экспорт Китая в целом снизится, экономический рост сильно затормозится, и если даже не удастся дестабилизировать КНР, способность этой страны быть лидером глобального процесса формирования альтернативной системы международных расчётов будет радикально ослаблена. А без КНР эта система мало, кому нужна.

Пока у США всё прекрасно получается. Они использовали сохранившуюся часть своего влияния на глобальную экономику для того, чтобы не допустить уменьшения этой части. Имеются и бонусы. Это затруднения долларовых должников с возвратом долгов с последующим частичным перераспределением активов. Это сокращение уровня монетизации экономик стран, привязанных к той или иной разновидности валютного основания и не пошедших, не желая радикально сокращать импорт, на опережающую девальвацию и оставшихся с существенно недофинансированными экономиками - с соответствующими последствиями. Для стратегической роли США в мире лучшим могла бы быть только мировая война, не затронувшая, как и две предыдущие, их территорию. Но и так у них всё очень неплохо. Из минусов - временное сокращение американской экономики, в том числе нефтянки. (Привет конкурентам - республиканцам от Обамыча; а вы, техасские белые расисты, считали, что он неполноценный? Так он вас на вашем же поле обыграет). Это, видимо, потери, на которые США готовы пойти, полагая, что игра стоит свеч. Тем более, что население, как уже отмечено, перед выборами потребительски облагодетельствовано и, кроме того, низкие цены на нефть компенсируют часть потерь американских предприятий и домохозяйств.

Ну, а нам-то что делать?

Во-первых, делать всё то же самое, что и ранее, но более энергично. Переходить на собственные валюты в расчётах между странами-товарищами (тем более, что зарабатывать подорожавший доллар для обеспечения торговли и кредитования стало труднее). Устанавливать соглашения между ЦБ, позволяющие совместно регулировать валютную политику. Но не только.

Есть одно оружие против гегемонии США, которое в настоящий момент практически не используется. Это совместное планирование странами-товарищами их ролей в международном разделении труда в пределах торговли между ними самими и их общей торговли с другими странами.

Упомяну список стран, которые я называю странами-товарищами. "Товарищ" - хорошее старое русское слово, происходящее от слова "товар" и означающее купца-спутника по далёкому и опасному путешествию, имеющему коммерческую цель. Нечто подобное нам и предстоит. Страны-товарищи это известные всем БРИКС и Иран с Вьетнамом. Последние две страны весьма важны с точки зрения включения их в число стран-товарищей. Они имеют многочисленное население (Иран 80+, Вьетнам 92+), и уже поэтому данными странами нельзя просто пренебрегать. Но, что важно и хорошо, эти страны имеют весьма независимые от воли Запада национальные правительства и сознательно стремятся к созданию современных более или менее высокотехнологичных экономик. Обе страны могут стать очень и очень хорошими товарищами.

Что нам нужно, это создание системы (единый орган, сеть НИИ и проч.), которая позволяла бы оценить наиболее экономически перспективные направления участия каждой из стран-товарищей в международном разделении труда между ними с учётом экспорта и частичного дублирования функций (опасно полностью отдавать отрасль какой-нибудь одной стране). Следует учитывать объективные предпосылки и сложившееся положение, имея в виду максимизацию конкурентоспособности каждой отрасли. Скажем, РФ можно было бы поручить химию и вертолётостроение, например, и т. д. Какие-то отрасли, достаточно хорошо развитые во многих странах-товарищах, может быть не следует регулировать, а поручить свободному рынку - защищённому, впрочем, от произвола стран-нетоварищей. Никто не должен быть обделён с учётом прогнозируемого размера совокупного рынка стран-товарищей. Мнение данной системы должно приводиться в жизнь при помощи целевого кредитования и ряда согласованных административных мер. (В частности, предпочтительных закупок согласованного списка товаров у стран-товарищей). Не помешала бы и совместная таможенная политика - что, впрочем, крайне затруднено вследствие действия правил ВТО. Горизонт планирования нового своеобразного Госплана должен составлять, видимо, до 30 лет. Это срок, на котором потенциал отрасли может быть полностью раскрыт с учётом периода формирования необходимых кадров и складывания необходимого рынка.

Совместное, плановое определение места каждой страны в международном разделении труда, проводимое ко всеобщей выгоде, это, повторюсь, оружие, которого нет у Запада. Создать такой инструмент непросто, но выгоды от его создания могут быть грандиозными. В перспективе развитие совместного рынка физических товаров между странами-товарищами вкупе с меропрятиями по объединению валютных политик способны создать положение, при котором США утратят своё влияние на экономики стран-товарищей в степени, позволяющей создавать им серьёзные проблемы.

Tags: Капсоц
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments