?

Предыдущий вход | Следующий вход

Важнейшим условием, определяющим принципиальную возможность созидательной деятельности, достижения успеха, самоутверждения является наличие границ задуманного и желаемого. Теоретически это, в общем-то, самоочевидно - как сказано, никто не обнимет необъятного. Но и с практической точки зрения концептуальная ограниченность области любого воздействия легко обнаружима. Строительство и обустройство начинаются с возведения забора, без которого строительные материалы просто растащат. Общественное обустройство практически всегда обставлено ограничениями, определяющими, на кого это обустройство распространяется, а кто окажется "за бортом" (даже в эгалитарных сообществах наподобие советского - эгалитарность эгалитарностью, а снабжение в населённых пунктах различное, в зависимости от статуса). Интеллектуальное развитие возможно только при условии более или менее точного определения ставимых вопросов и условий, при которых возможные ответы будут верны; сами ответы никогда не охватывают явление во всей полноте (как говорила одна моя преподавательница, "Определить значит сузить").

Отмечу, что данное условие предполагает необходимость смертности и смерти любого явления, включая человека - будучи "размазанным" по времени в бесконечности, явление утратит свою сущность, то есть смысл существования.

Вышеперечисленное должно вызывать в людях чувство, которое можно назвать "любовью к заборам" - к смерти, к "царю-батюшке", к налагающей обязанности семье и всему прочему, что ограничивает человека. И такое чувство, судя по всему, существует и является чрезвычайно могущественным. Нередко существование подобного чувства объясняют тягой к ощущению защищённости. В принципе, это верное объяснение, но с важной оговоркой - речь идёт не о защищённости от чего-то предполагаемо разрушительного, а о защищённости от невозможности концентрированного существования вследствие его распыления по времени и пространству.

При этом существует и иррациональная любовь к свободе, "ненависть к заборам". Это тоже важное и необходимое чувство. Без такового блокируется собственная воля человека, исчезает творчество - а вместе с творчеством исчезает и жизнь.

Противоречие между необходимой и полезной любовью к ограничениям и столь же необходимой и полезной любовью к свободе составляет, как мне кажется, центральный сюжет развития душевных и умственных сил индивидуума и общества в целом.

Одно из простых разрешений данное противоречие нашло в мыслях о космосе - как ранее находило в мыслях о созерцании Божества. Стремление лететь, лететь куда-то в бесконечность в звездолёте - это стремление к ничем не ограниченной свободе перемещения и действия строго ограниченного мира (мирка), представленного собственно звездолётом и его экипажем, изображающими в данной фантазии "я" мыслящего. В принципе, любовь к научно-фантастическому космосу ничем не отличается от религиозной модели вечно сохраняющего себя "я", пребывающего при этом в созерцании божественных истин, что по смыслу равноценно путешествию по бесконечной Вселенной. Но это всё фантазии. А в реальности из способов разрешения указанного противоречия у нас есть, к примеру, Интернет, идеологически требующий сохранения (то есть ограничения) собственной личности на бесконечных просторах Ноосферы.

Comments

( Смотреть комментарии — Комментировать )
big_lynx
May. 21st, 2014 05:55 am (UTC)
" В принципе, любовь к научно-фантастическому космосу ничем не отличается от религиозной модели вечно сохраняющего себя "я", пребывающего при этом в созерцании божественных истин, что по смыслу равноценно путешествию по бесконечной Вселенной."

Контрпример: фанаты Стартрека vs любого глубоковерующего монаха.
bantaputu
May. 21st, 2014 02:01 pm (UTC)
Я трудно представляю себе фанатов Стартрека; не видел живьём ни одного. С понятием "глубоковерующий" ещё больше проблем; есть у нас лот для измерения глубины веры?

К сожалению, никак не могу прокомментировать контрпример. :(
big_lynx
May. 22nd, 2014 05:46 am (UTC)
"есть у нас лот для измерения глубины веры"

Конечно есть, собственно верующими же и указан. "По плодам их узнаете их самих".
Хрестоматийный пример про любителя фантастики - Мартин Купер, которому очень нравился коммуникатор из сериала. В конце концов он его просто создал. Вообще людей, создающих что-то из фантастических идей - достаточно много.

Про глубоковерующих людей ничего подобного не припомню. (Плоды их деятельности к божественному вмешательству и чудесам не относятся).
bantaputu
May. 22nd, 2014 11:49 am (UTC)
Разница между техникой и верой и практической применимостью каждой мне, в общем, понятна. Меня интересует способ решения проблем, связанных с осознанием противоречивости собственного существования.
big_lynx
May. 22nd, 2014 01:10 pm (UTC)
"с осознанием противоречивости собственного существования"

А кто это так осознал? Условно говоря - философ, витающий в эмпиреях? Или производители материальных вещей - люди, производящие продукты?
bantaputu
May. 24th, 2014 01:08 pm (UTC)
Думаю, производители продуктов, в первую очередь. Философ, витающий в эмпиреях, всегда найдёт способ устранить виртуальные противоречия. С реальными так легко не справишься.
interier
May. 21st, 2014 09:11 am (UTC)
Налицо пост, тихой сапой продвигающий дальнейшую деанонимизацию и паспортизацию тырнета.
bantaputu
May. 21st, 2014 02:03 pm (UTC)
Я такой логики не вижу, но допускаю, что она есть. Для сторонника деанонимизации и паспортизации, возможно, любой пост хорош, как для алкаша день взятия Бастилии.
( Смотреть комментарии — Комментировать )

Текущий месяц

May 2023
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Содержание страницы

Comments

  • 28 May 2023, 09:44
    Два дома это проблема, если они в сложных отношениях друг с другом и имеют противоположные точки зрения на целый ряд вопросов. И если за выбор между ними в любом случае придётся заплатить цену.…
  • bantaputu
    28 May 2023, 05:11
    Да, Чехов морали не выразил. И мне, наверное, не нужно этого делать.
  • bantaputu
    28 May 2023, 05:08
    Мне так не показалось.
  • bantaputu
    28 May 2023, 05:07
    Как будто они "выбравших своих" не перебьют.

    Нет, в реале всë иначе.
  • bantaputu
    28 May 2023, 05:04
    Ласковые телятки легко решают такую проблему. Если "два дома" это проблема.

    Но есть телятки неласковые; им сложно.
Powered by LiveJournal.com
Designed by Emile Ong