bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

Противникам национализма напоминание

С точки зрения механизма принятия решений политическая и управленческая активность людей всегда, помимо прочего, включает в себя решение, звучащее примерно так: "Я поддержу этого Грицацуева (Путина, Ленина, Навального и т. п.) в назначении на должность (выборах, захвате власти) потому, что".

В силу особенностей человеческой натуры "потому, что" может иметь одну из двух возможных ипостасей. Первый вариант - "потому, что он, как я ожидаю по таким-то причинам, будет делать то-то и то-то". Этот вариант мы назовём рациональным выбором. Второй вариант - "потому, что он наш, родной человечек, а родному человечку как не порадеть?" Этот вариант мы назовём выбором, обусловленным принадлежностью к группе, или, короче, групповым выбором.

Нетрудно заметить, что развитие человеческой цивилизации в целом и задача получения осмысленного политического и управленческого результата в частности требуют от людей применения рациональных, а не групповых критериев выбора. В сознании многих людей (в том числе многих националистов) национализм предстаёт апологетикой слепого группового выбора. Это совершенно не так, а как раз наоборот, и именно это я и покажу.

В принципе есть два способа преодоления группового подхода при политическом выборе. Первый состоит в том, чтобы отучить людей от деления себе подобных на "наших" и "не наших" вообще. Второй состоит в том, чтобы вынести вопрос о принадлежности к группе за пределы политического или управленческого выбора, сделать этот вопрос политически и управленчески неактуальным.

Для решения задачи первым способом, очевидно, необходимо полностью разрушить институт семьи. Если дети перестанут воспринимать родителей, как своих, и начнут вместо этого воспринимать взрослых, как воспитателей, находящихся в определённой должности, причём часто сменяющихся - чтобы не возникало привязанностей, то, возможно, искомого результата можно добиться. Задача будет состоять в том, чтобы ребёнок воспринимал взрослого не как объект и субъект привязанности, а как функцию. Правда, есть опасность, что среди детей окажется распространённой мифология "существуют папа и мама, и они вот-вот придут и заберут меня", и все усилия окажутся напрасными, поскольку во взрослом состонии такие дети будут пребывать в вечном поиске "своего", и что-нибудь да найдут (придумают). Я не проводил и не изучал подобные эксперименты (если они имели место), и едва ли могу точно предположить их результат. Оставляю эту тему читателю для самостоятельного обдумывания и оценки. Продолжу рассуждение на основе варианта преодоления группового подхода вторым способом, который знаком мне гораздо лучше.

Для решения задачи вторым способом необходимо "вынести" групповую принадлежность "за скобки" текущего политического и управленческого момента, то есть сделать групповую принадлежность неважной в данный конкретный момент. Этот эффект достигается после получения представления "здесь все свои", после чего можно спокойно осуществлять рациональный выбор, не отвлекаясь на групповую составляющую.

Именно эту задачу решает национализм. Национализм создаёт воображаемое сообщество людей, ареал обитания которого в общем случае приблизительно соответствует политическим границам страны обитания сообщества. Таким образом, национализм распространяет представление "здесь все свои" на всю страну. В результате в рамках страны становится возможным осуществлять рациональные выборы, не отвлекаясь на групповые интересы.

Безусловно, теоретически существует возможность роста представления "здесь все свои" до уровня всего человечества. В этом случае национализм станет неактуальным. Но в настоящий момент область принятия решений для подавляющего большинства людей (возможно, за какими-то мизерными исключениями) фактически ограничена пределами их стран обитания. Сейчас политическая реальность именно такова, и некие фундаментальные изменения, которые трансформируют область практических политических возможностей индивидуума во всемирную, остаются лишь гипотетической возможностью для будущего.

Национализм позволяет избавиться от "групповой" иррациональности во внутренней политике. То, что это есть дело чрезвычайно полезное, можно видеть хотя бы на примере соседней Украины. В течение долгого времени эта страна выбирала себе президентов и парламент по принципу "свой - чужой". Рациональность в выборе отсутствовала напрочь. Вследствие этого возможности для построения ответственной и компетентной государственной власти были снижены до критического предела, что приводит к регулярным кризисам. Отсутствие здорового национализма, который позволил бы жителям Украины осознать себя единым сообществом, снижает возможности для осмысленного управления данной страной до критически опасного предела. Оговорюсь, что в случае Украины здоровым национализмом является русский русскоязычный национализм, воспринимающий Украину как русское, но не подчинённое Москве государство (что совершенно нормально, по-моему). Имитация же общеукраинского национализма в виде фантомного искусственного украинства с придуманной укромовой, вышиванками и безумными мифами совершенно бессмысленна и вредна - в любимом некоторыми людьми деле политического отрыва территорий от РФ, как мы видим на практике, тоже. Истинный, способный спасти Украину украинский национализм сейчас проявляет себя в Луганске и Донецке, а не в Киеве или Черновцах. Занятно, что Украина, увлечённая нелепой и противоестественной перекройкой собственной идентичности, похоже, этого совершенно не понимает.

Стремление к национальному самоопределению есть, что вполне очевидно, стремление к сближению практически используемых государственных границ с ареалом обитания того воображаемого сообщества, которое фактически удалось создать, и внутри которого дихотомия "свой-чужой" неактуальна. Стремление к национальному самоопределению тождественно стремлению к исключению иррационального выбора из повседневной политической и управленческой практики, и поэтому в своей основе оно есть стремление к разуму.
_____________________________

Оправданность существования текстов с названиями "Противникам социализма напоминание" и "Противникам либерализма напоминание" кажется мне не вызывающей сомнений. Но сегодня - и по актуальному украинскому поводу тоже - о национализме. А потом, к случаю, и остальное - е. б. ж.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments