Особенно противно было то, что новая ересь была не этноориентированной (как альбигойская, например), а как бы интернациональной. Ладно бы ещё просто прошла буза на местном уровне, ан вот целая Англия решила отожиться и
Для переворачивания англичан с ног на голову тогдашнее католическое НАТО объявило Англии холодную и горячую войну одновременно. Сначала "Непобедимая Армада" поплыла к английским берегам, потом её английский аналог поплыл к испанским. В драку вовлекли множество народа, погубили много храбрых людей и красивых кораблей. Проигравшему грозило ни много, ни мало
И что нам осталось от той великой драчки за идею и не только? Остались Сервантес и Шекспир, испанец и англичанин. Которые, сложись судьба обоих несколько иначе, вполне могли бы встретиться в бою и убить друг друга у Гравелина, например. Но они не встретились и не убили друг друга, а прожили жизни равновеликими столпами европейской культуры и умерли в один год.
Потом немцы выдумали другую ересь, и опять (или, как говорят снобы, снова) интернациональную. По новой ереси, как и по предыдущей, жить законом, данным Адамом и Евой, было не положено. Опять всё вверх дном и национализация банков (которые к тому времени заменили церкви). Опять холодная и горячая война, опять "Непобедимые армады", страсти, кровь,
А потом всё тоже, как и в предыдущий раз, закончилось - словно и не бывало.
И вот я думаю... кто? "Ёжик в тумане" и Микки-Маус? Или Фолкнер и Шолохов?
Не знаю. Интересно было бы посмотреть - лет через 300.