Развитие возможностей Человечества - технологических, экономических, политических, социальных - объективно всегда направлено от элитарности к эгалитарности. То, что вчера было доступно лишь кучке избранных, завтра должно стать достоянием масс. Этот процесс легко проследить во всех областях нашей деятельности. Нас же сейчас интересуют сфера денежного обращения и народовластие.
Развитие демократии можно представить, как трудное, но неуклонное движение прав и свобод от относительно узких элит (рабовладельческих, феодальных, городских) в руки широких слоёв населения, как преобразование исключительности в обыденность. Будучи оптимистом, трудно не видеть в данном явлении объективный закон развития общества. Будучи учёным, легко согласовать такой подход с имеющими философское измерение принципами термодинамики. Будучи существом моральным, нельзя не стремиться к передаче возможностей меньшинства в общенародную собственность.
Любому беспристрастному наблюдателю очевидно, что современная демократия сталкивается со множеством трудноразрешимых проблем. Формально права и свободы давно доступны всем и каждому, однако на деле практической властью обладают финансово-олигархические круги общества. Мнение и интересы народов игнорируются в угоду прибылям банкиров и приближённых к ним коррупционеров; большинство стран, считающихся независимыми, на поверку оказываются находящимися под внешним управлением. Почему возникло такое положение? Исследуя ситуацию, честному наблюдателю нетрудно придти к выводу, что причина бесправия масс при наличии законодательно закреплённых свобод состоит в разрыве между равенством в политических и экономических правах. Если миром правит группа финансистов, то задача укрепления народовластия настоятельно требует передачи прав и возможностей этой группы в руки народа, в руки всех и каждого.
Право чеканить монету, когда-то бывшее символом королевской власти, ныне же принадлежащее банкирам, должно перейти в руки граждан.
На пути решения этой задачи распространённым соблазном выступает национализация эмиссионного дохода при 100% резервировании для коммерческих банков. Передача права создавать новые деньги в исключительное ведение демократического государства может выглядеть решением вопроса, однако на практике легко оборачивается инструментом построения авторитарной и даже тоталитарной системы, выхолащивающей и извращающей принципы свободы и народовластия в угоду политическим авантюристам и диктаторам. Нам необходим другой путь, который гарантировал бы, что права народа в области денежного обращения не будут узурпироваться его властителями.
Передача финансовой власти в руки народа означает применение принципа частичного покрытия исключительно к депозитам населения, понимаемым, как ссуды, выданные банкам.
Система, суть которой описана в предыдущей фразе, будет работать, в основном, аналогично нынешней, с главным различием в бенефициаре механизма кредитного мультиплицирования - вместо банкиров прибыль будут получать непосредственно вкладчики.
Предполагается, что:
1. Государство в лице представительной власти и назначаемых ею уполномоченных лиц будет определять и с объявленной всем участниками рынка регулярностью изменять в соответствии с текущей экономической ситуацией единую (в годовом исчислении) для всех депозитов норму резервирования. При этом новые нормы распространяются на новые депозиты, не затрагивая ранее заключённые договоры (закон обратной силы не имеет). Регулирование объёма денежной массы будет происходить за счёт указанного инструмента. Адекватность этого параметра потребностям экономики признаётся соответствующей интересам народа в целом и не ущемляющим его прав в области денежного обращения. Единство параметра для всех вкладчиков на территории данной страны обусловлено их равенством перед законом.
2. Практически отношение к депозитам, как к выданным банкам кредитам с частичным покрытием, будет означать автоматическое увеличение размера депозита после его внесения в зависимости от установленной государством нормы покрытия и срока депозита.
3. Покрытие расходов банковской системы будет осуществляться при помощи процентов по кредитам, выдаваемых банками, и за счёт оплаты операций по счетам. При этом все кредиты выдаются банками, исходя из требования 100% покрытия.
4. На расчётные счета норма резервирования не распространяется.
5. Вопросы о выплате процентов по депозитам и остаткам на расчётных счетах решаются банками индивидуально.
6. Досрочное изъятие депозитов не допускается категорически, однако за банками остаётся право на преждевременное погашение депозита с соответствующим уменьшением его размера.
7. Государственное страхование вкладов распространяется на основную часть депозита, то есть на средства, внесённые вкладчиком. Незарезервированная часть депозита не страхуется.
8. Введение системы в действие потребует завышения нормы покрытия на старте с постепенным её снижением по мере прояснения экономической ситуации.
9. Доходы по депозитам не облагаются налогами. (В этом пункте автор готов на компромисс - при условии, что при обложении дохода по депозитам налогом соответственно будут снижены другие налоги).
Изменение, как видно, не предполагает коренной ломки сложившейся экономической системы. Сохраняются и кредитная основа предпринимательства, и все основные связанные с нею факторы. Однако внедрение приведёт к ряду следствий, которые будут отличать новую реальность от прежней.
С экономической точки зрения можно говорить о следующем:
1. Возрастёт ответственность банков за оправданность выдачи кредитов. Ситуация, в которой кредитные карты рассылаются по почте лицам, не имеющим кредитной истории, станет невозможной - тогда, как использование банками нормы резервирования, меньшей, чем 1/30, позволяет им не заботиться о надёжности заёмщика, ведь деньги делаются из воздуха, и даже небольшая их часть, будучи возвращённой, окупает всю кампанию. Новое положение снизит экономические риски и поднимет эффективность аккумулирования средств общества при помощи кредитных инструментов.
2. Банкам придётся снизить свои расходы, но банкирам и банковским служащим - нет, ведь они на равных с остальными смогут пользоваться преимуществами новой системы и напрямую.получать свою долю эмиссионного дохода.
3. Несмотря на резко возросшую инвестиционную привлекательность сбережений, потребление населения увеличится. Соответственно возрастёт конечный спрос, с понятными положительными последствиями для экономики в целом.
4. Существенно снизится интерес непрофессиональных инвесторов (спекулянтов) к биржевым и иным высокорисковым инструментам, поскольку довольно высокий доход можно будет получать более надёжным и простым способом. Соответственно, влияние финансовых рынков, а также мошеннических компаний пирамидального типа на жизнь народа сократится.
5. Система депозитирования с частичным покрытием может стать хорошей альтернативой традиционным инструментам накопительного пенсионного обеспечения.
6. Возрастут жизненный уровень и социальный оптимизм населения. Это может привести к росту рождаемости. Однако следует помнить, что улучшение качества пенсионного обслуживания, чему будет равносильно внедрение новой системы, является в отношении рождаемости негативным фактором.
7. Существенно сократится потребность в потребительском кредитовании, в том числе ипотечном. Для значительной части народа приобретение жилья перестанет быть бессрочной кабалой, требуя лишь бережливости в определённом промежутке времени. Можно ожидать, что приобретение жилья при помощи накоплений, осуществлённых посредством депозита с частичным резервированием, по трудности будет приблизительно соответствовать накоплению первоначального взноса в 30%.
8. Лишение банков права создавать деньги приведёт к снижению их влияния на конкуренцию предпринимателей, что сделает капитализм более справедливой системой. Это, в свою очередь, позволит рыночными методами устранить ряд структурных перекосов в экономиках капиталистических стран.
9. Существенно снизится влияние финансовых спекулянтов и создаваемых для их обогащения средств и методов.
С политической точки зрения передача эмиссионного дохода народу будет равносильна исключению банковской олигархии из числа основных влиятельных сил, росту значения отдельной личности, принимающей индивидуальные экономические решения. Возросшая зависимость экономики от решений отдельных лиц позволит создать в странах сырьевой и монокультурной ориентированности условия для преодоления политических последствий подобной ограниченности. Невозможность распределения финансовой олигархией эмиссионных доходов снизит коррупционную зависимость правительств от заправил денежной системы. В целом описываемая мера приведёт к усилению народовластия и его институтов.
На вопрос о реализуемости описываемой меры с политической точки зрения следует ответить положительно. Предсказать, что попытки передачи народу права создавать деньги вызовут отчаянное сопротивления финансовых кругов, нетрудно. Тем не менее, эта идея имеет хорошие шансы овладеть массами. Разъяснение широким кругам населения сущности системы частичного резервирования и потенциальных индивидуальных выгод от её обращения во благо народа, в принципе, не представляется сложным делом, особенно при использовании современных сетевых средств коммуникации. Личная выгода, которую может получить каждый гражданин при внедрении нового принципа распределения дохода, столь очевидна и высока, что можно ожидать значительного энтузиазма масс, независимо от их классовой и социальной принадлежности. Будущая система выгодна всем, кроме относительно небольшого числа людей, то есть кроме банкиров. Особо следует отметить выгодность нового принципа для сообщества предпринимателей, которые при новом порядке получат одновременно спрос и свободу. Вспомним, какое влияние на массы оказала в своё время идея справедливого перераспределения прибавочной стоимости - а ведь она, объективно, куда менее выгодна каждой отдельной личности, чем непосредственное участие в разделе эмиссионного дохода. Поэтому можно ожидать, что, будучи поддержанной непродажной частью образованных людей, новая идея быстро завоюет сердца народов. Внедрение нового принципа в отдельно взятой стране заставит население других стран смотреть на неё с завистью, что, в свою очередь, создаст предпосылки к распространению нового порядка по всему миру.
Проектная оценка описываемой идеи приводит к однозначному выводу: она находится в общем русле капиталистического проекта, предполагая, однако, смену его финансово-олигархической стадии на народно-финансовую с одновременным углублением демократии и свободы предпринимательства. Эта перемена позволяет прибегнуть в отношении капиталитического проекта в его новой форме к термину "Новозападный". По отношению и к Красному, и к Исламскому проектам идея находится в жёсткой оппозиции. При этом в случае реализации идеи следует ожидать идеологического и культурного перехода народных масс из этих двух проектов в Новозападный под влиянием представления о высокой степени индивидуальной выгоды нового конструкта для каждого человека в отдельности. Ни Красный, ни Исламский проекты никогда не смогут предложить отдельному человеку столь простую и осязаемую основу для личного обогащения, как прямое, без посредника в лице государства и тем более без грабителя в лице банкира, участие в разделе эмиссионного дохода.
Следует безусловно признать, что описываемая идея ни в коей мере не разрешает основных противоречий капитализма, не решает проблему кризиса финансирования НТП за счёт прибыли от предпринимательской деятельности. Однако усиление демократических тенденций, ослабление роли спекулятивного капитала, справедливая конкуренция и постепенное растворение структурных перекосов позволят создать более, чем теперь, благоприятную почву для решения проблем Человечества в будущем.
Копия текста на сайте worldcrisis.ru/crisis/604222