Типа, если бы все (все-все) налоги на предприятия (не пошлины; это отдельная история - как и акцизы, наверное) заменить одним - фиксированным подушевым на занятых, включая самого предпринимателя, и было ли бы от этого щастье.
Теоретически это должно бы стимулировать создание высокоавтоматизированных производств с высоким уровнем добавочной стоимости. Практически вопросы администрирования и уклонения наваливаются кучеймалой. Если взять условную фабрику образца 1890 года, например, то всё выглядит сносно - фабричный гудок, считаем вошедших по головам, вечером считаем вышедших. :) Или как-то так. Через бухгалтерию оно, конечно, ещё проще. Но даже здесь простота администрирования сталкивается с ещё большей простотой коррупции. А теперь... Занятость нужно, в принципе, считать почасово (в оплаченных, а не в астрономических часах - не платить же налог на посиделки на рабочем месте, например). Автоматически вызревает законодательно установленная продолжительность рабочего дня. Что неплохо, в принципе, но уже по факту подпорка, то есть налог на своих ногах не стоит. Ну, да в данном случае сойдёт - всё равно какое-то трудовое законодательство нужно, куда денешься? С постоянными работниками всё более или менее просто, а с частичной, временной и удалённой занятостью? В общем, через бухгалтерию и эти вопросы решаемы, всё равно безнал по факту стандарт, а нал, сколько про него не говорят, таки опция. В общем, в принципе не катастрофа, можно попробовать. Можно на малых предприятиях поэкспериментировать - хотя нет, именно на малых не надо, они всё равно не имеют средств на мероприятия по росту производительности труда, лучше с крупняка начать.
Естественно, появляется тема нелегального использования рабсилы. Тема серьёзна, но не всё в ней плохо. Хорошо то, что человек - не иголка, за лацкан не спрячешь. Зайти и увидеть "ага, тут стопицот чучмеков по нарам!" технически нетрудно, стоит только захотеть. На стукачество можно забесплатно подрядить конкурентов, кстати. Тема хорошо стыкуется с темой отсылки чучмеков на родину. (Поэтому данная фантазия не для нынешней власти, естественно).
Появляется тема неравномерности экономического развития регионов, вследствие чего налог не может быть одинаковым на всей территории. Из данной темы естественно вызревает раздел налога на две части, а то и три - федеральную, субъекта федерации и муниципальную, например, устанавливаемые индивидуально. При этом федеральная часть должна быть такой, чтобы её могли осилить все, то есть небольшой. Тема хорошо стыкуется с темой усиления федерализма. (Поэтому данная фантазия не для нынешней власти, естественно).
Как-то так. На подумать в свободное от иных дум время.